7. Ориентация на потребности реального рынка труда оказывают влияние на модернизацию и совершенствование образовательного процесса в вузе
Необходимо в перспективе создание условий для интеграции проектных, конструкторских и технологических строительных фирм, предприятий стройиндустрии с УНЦ «Строительство» ЮУрГУ в вопросах подготовки квалифицированных кадров и проведения НИОКР в области современного строительства.
В рамках реализации ИОП проведены следующие мероприятия, позволяющие совершенствовать образовательный процесс в вузе:
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава повышение квалификации по тематике энергосбережения; приобретение современного оборудования, позволяющего проводить энергетический аудит энергопотребляющего оборудования и др.;
разработка программного обеспечения, в частности, для оптимизации параметров технологических процессов в металлургическом производстве по критериям энергетической эффективности с использованием современных методов интеллектуального анализа данных (Программно-информационная система «ОптиМет»);
приобретение программного обеспечения, в частности, для промышленной автоматизации, управления технологическими процессами и диспетчерского контроля (SCADA система InTouch);
разработка учебных пособий по современным автоматизированным информационно-управляющим системам.
К выполнению НИР привлечены студенты. Результаты НИР внедряются в учебный процесс (Юнг-Энергонефть – курс Релейная защиты и автоматика, БОЗ Энергоцветмет – курсы Систем электроэнергетики с силовыми полупроводниковыми преобразователями и Вентильных систем возбуждения).
Ориентация на потребности реального рынка инженерного труда в строительном комплексе г. Челябинска и области, безусловно, оказывает влияние на модернизацию и совершенствование образовательного процесса. Это можно проиллюстрировать следующим примером.
В Челябинской области летом 2008 г. после визита Министра транспорта РФ И.Левитина были определены приоритеты в транспортном строительстве на ближайшие 5 лет – работы по коренной реконструкции федеральной трассы М 5.
Правительство РФ выделяет области 38 млрд. руб. К этому добавляются проблемы по интенсификации строительства метро в г. Челябинске, транспортных тоннелей и развязок, реконструкции дорожной сети, освоения подземного пространства.
По согласованности с Комитетом по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству ЗСО в ЮУрГУ появилась новая инновационная Программа «Развитие высшего профессионального образования в области транспортного строительства».
Она предполагает создание в ЮУрГУ новой кафедры «Транспортное строительство» и открытие подготовки по специальности «Мосты и транспортные тоннели». Развитие подготовки по существующей специальности «Автомобильные дороги и аэродромы».
Принято решение об обращении к Законодательному собранию Челябинской области о выделении средств из областного бюджета в объеме 150 млн. руб. для ЮУрГУ на реализацию этой программы в течение 2009-2011 г.г.
Таким образом, выполнение ИОП в ЮУрГУ дает развитие новых инновационных программ и проектов на будущее развитие образования и науки
Другим примером может служить активное участие ученых ЮУрГУ в реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на территории Челябинской области и Южного Урала
По договору №2008277 с “Российской телевизионной и радиовещательной сетью” выполнена НИОКР “Исследование влияния башни на диаграмму направленности передающей антенны УКВ для радиотелевизионной передающей станции г. Челябинска, разработка и поставка изделия”. Результаты исследований и опыт разработки использованы для создания учебного пособия “Вибраторные антенны” авторов Войтовича Н.И., Ершова А.В. Пособие “Вибраторные антенны” использовано студентами каф. КИПР при выполнении курсовых работ по предмету “Техническая электродинамика”. Студенты 4-го и 5-го курса во время экскурсий на Областной радиотелевизионный передающий центр знакомятся с внедрёнными на упомянутом центре разработками каф. Конструирования и производства радиоаппаратуры (КИПР).
Проведен конкурс «Лучший HR -менеджер -2008» под эгидой Минэкономразвития Чел. обл., Торгово-промышленной палаты при участии крупнейших предприятий области (ЧТЗ, ЧТПЗ, ЧКПЗ, и др.).
Осуществлена разработка и реализация постоянно действующей системы мониторинга оснащения структурных подразделения университета — сбор, обобщение, систематизация и анализ:
- Реализация механизма централизованного снабжения подразделений университета учебной техникой.
- Организация конкурсных разработок, постановка на производство образцов учебной техники.
- Полное информирование учебных подразделений о номенклатуре и характеристиках современной учебной техники ведущих фирм-производителей России и зарубежных стран.
- Организация единой системы регламентного обслуживания и ремонта, обучения и переподготовки преподавательских кадров.
- Создание эффективной системы контроля расходования вузом средств по сметным назначениям.
Приобретено специализированное инженерное программное обеспечение на сумму более 10 млн. руб., в том числе для выполнения инженерного моделирования и анализа на суперкомпьютерных системах, ориентированное на предприятия Региона. Указанное программное обеспечение успешно применяется при обучении студентов.
Выполняются комплексные дипломные работы с участием студентов технических, экономических специальностей.
Примером может служить и проектирование производства сборных железобетонных дымовых труб.
8. В вузе получила развитие система поддержки самостоятельности и инициативы подразделений и людей
Главными задачами и проблемами в самой ближайшей перспективе являются установление новой системы поддержки и оплаты труда людей, активно участвующих в инновационных программах. Следует внедрить учет инновационной деятельности в учебной и учебно-методической нагрузке преподавателей в их индивидуальных планах. Материальное стимулирование инновационной деятельности должно быть эффективным, для этого следует использовать внебюджетные фонды кафедр, деканата и ректора.
Проводятся конкурсы по программе СТАРТ и УМНИК Фонда содействия развитию предприятий в научно-технической сфере, позволяющие ученым, сотрудникам и преподавателям ЮУрГУ самостоятельно создавать предприятия и выходить на рынок с готовой продукцией. Победителями в 2007 году стали 16 коллективов Университета.
Создана система поддержки самостоятельности отдельных научных коллективов с одновременной поддержкой хозяйственно-договорных работ Управлением научных исследований и инновационной деятельности ЮУрГУ. Творческие научные коллективы в вузе пользуются хозяйственной самостоятельностью при поддержке администрации университета.
Система поддержки самостоятельности и инициативы подразделений и людей в процессе выполнения ИОП получила развитие на уровне непосредственных руководителей и исполнителей инновационной программы.
Руководитель программы, группа менеджеров, инициативные молодые преподаватели, которые организовали и обеспечили начало деятельности УНЦ «Строительство», работают напряженно и достаточно эффективно.
Большинство преподавателей кафедр, которые участвовали в стажировках и повышении квалификации, пользуются новыми приборами и оборудованием, ведут занятия в модернизированных и оснащенных аудиториях, по достоинству оценили инновационную деятельность и активно в ней участвуют.
Студенты и аспиранты факультета положительно оценивают инновационные мероприятия.
Реализуется принцип «От каждой кафедры факультета не менее одной программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации». В результате на факультете в настоящее время реализуются:
- 2 программы дополнительной квалификации;
- 5 программ профессиональной переподготовки;
- 9 программ повышения квалификации.
Разработан и внедрен во всех подразделениях университета информационно-экономический модуль «Контракт-вуз» — для ведения внебюджетной деятельности, имеющий бюджетную и внебюджетную составляющие финансирования на платформе 1С:Предприятие.8.0 в составе:
1. Экономический модуль
— Финансовое сопровождение ведения бюджетной деятельности — контрактное обучение, дополнительные образовательные услуги, НИР, хозрасчетная и производственная деятельность и т. д.
— Создание лицевых счетов каждому подразделению для самостоятельного решения ими вопросов оплаты труда и развития материально-технической базы.
2. Компьютерно-информационный модуль
—Учет, распределение и анализ финансовых поступлений с доведением до лицевых счетов участников процесса.
— Контроль за расходованием финансовых средств и формирование аналитики по различным аспектам внебюджетной деятельности.
По инициативе кафедры системного программирования создана школа параллельного программирования для учащихся старших классов школ города Челябинска. Кафедрой организован выездной лекторий по современным информационным технологиям в рамках которого ведущие профессоры и доценты кафедры читают регулярные лекции в школах города Челябинска.
9. В вузе сложилась система внутренней кооперации и сотрудничества подразделений и людей
В рамках сложившейся системы Учебно-научных Центров осуществляется кооперация и оптимизация работ, как в рамках учебного процесса, так и в рамках выполнения междисциплинарных НИОКР
Сотрудничество между кафедрами «Автоматики и управления» и «Электрические станции, системы и сети» при создании уникальной разработке автоматизированной системы возбуждения синхронных генераторов электрических станций.
Система внутренней кооперации и сотрудничества подразделений и людей только начала складываться, находится в стадии начала реализации и должна получить развитие в перспективе. Для этого должен быть накоплен положительный опыт в новых формах организации учебного процесса и научной инновационной деятельности. Например, очевидно, что только по результатам выполнения комплексных хоздоговорных тем по заказу крупных предприятий и организаций можно доказать преимущества корпоративного их выполнения сотрудниками разных кафедр в составе временных творческих коллективов. Более того, опыта внедрения результатов научных исследований и ОКР с кадровым сопровождением в виде творческих коллективов и коллективов малых предприятий у нас пока нет.
Для решения задач создана кооперация кафедр Приборостроительного факультета – «ИнИТ», «ЦРТС», «СУ», «КИПР», Физического факультета – «ТПС», Геологического факультета – «Минералогии и геохимии»
В реализации программы МВА задействованы ведущие специалисты вуза.
Создаются временные творческие коллективы по разработке учебных курсов.
Организовалась система внутренней кооперации и сотрудничества подразделений и людей, в рамках которой осуществлено:
Создание 29 межкафедральных и межфакультетских ресурсных центров по базовым направления профессиональной подготовки (Физика, Инженерная графика, Детали машин, Электротехника, Электрические машины и электропривод, Электроника и микроэлектроника, вычислительная и микропроцессорная техника, Автоматизация и управление производством, Радиоэлектронная аппаратура, Электроэнергетика, Теплотехника, Гидропневмосистемы, Машиностроение, Робототехника, Автомобили и тракторы, Лингвистика, Строительство).
Создание общеуниверситетского учебно-научно-производственного комплекса «Машиностроение» как базы для подготовки и переподготовки современных специалистов, научно-исследовательской и производственной базы для тиражирования разработок.
Создание научно-производственного института «Учебная техника» и комплекса «Индустрия образования».
Создание комплекса «СуперЭВМ», телевизионного центра университета и межвузовской электронной типографии.
Организован межфакультетский методический семинар по внедрению параллельных вычислительных технологий в новые образовательные программы.
В ходе реализации ИОП были оптимизированы ключевые процессы и виды деятельности вуза, а именно:
- модернизирован учебный процесс с целью повышения качества подготовки специалистов (модернизированы учебные планы, улучшилось программное и методическое обеспечение, получила развитие материально-техническая база);
- налажена система стратегического и оперативного планирования и управления основными видами деятельности;
- появилась новая форма организации учебно-научной деятельности в вузе – учебно-научные центры по направлениям деятельности;
- существенно активизировалась деятельность по повышению квалификации научно-педагогических кадров (в разы количественно и на уровень качественно).
Существенно увеличилась доля информационных технологий в учебном процессе и его организации. Возросла роль дистанционных технологий обучения.
При реализации ИОП пришлось преодолевать инерцию и сопротивление сторонников устаревших подходов. Большое влияние на это оказали повышения квалификации и стажировки за рубежом.
При знакомстве с передовыми технологиями в сознании людей произошел определенный поворот и после таких поездок сторонников кардинальных изменений в организации учебного и научно-технического процессов в Университете стало гораздо больше.
В ходе реализации программы появилась возможность создания новых специализированных учебных аудиторий и лабораторий, оснащенных современной техникой. Так был создан центр «Передовые технологии энергосбережения и управления энергопотреблением в металлургическом производстве» для подготовки магистров по направлениям «Автоматизация и управление», «Энергетика», «Металлургия».
В образовательный процесс внедрена гибкая модульная система.
Разработаны и читаются учебные курсы с элементами иностранного языка для обеспечения академической мобильности преподавателей и студентов.
Документооборот в учебном процессе по программам высшего профессионального образования идет, в основном, через единую университетскую систему «Универис».
Разработана и введена в действие программа повышения квалификации по направлению «Параллельные вычислительные технологии». Программа реализуется для преподавателей вузов Уральского федерального округа.
Разработана и введена в действие программа повышения квалификации по направлению «Параллельные вычислительные технологии». Программа реализуется для преподавателей вузов Уральского федерального округа.
11. Приобретение лабораторного оборудования позволило модернизировать учебный процесс
По плану реализации ИОП было приобретено уникальное современное учебное лабораторное оборудование и приборы, которые позволили существенно модернизировать и поднять уровень учебного процесса.
Так, например, все студенты строительных специальностей, изучающие инженерную геодезию, выполняют цикл лабораторных работ и проходят летнюю учебную практику (4 недели), теперь они имеют возможность изучать и пользоваться самыми современными геодезическими приборами и оборудованием (в учебном процессе стали использоваться новые теодолиты FET -500 – 30 шт.).
Студенты специальностей «Городское строительство и хозяйство» и «Городской кадастр» при изучении дисциплин специальностей пользуются высокоточными универсальными электронными тахеометрами SET 600, SET 2030- R 3; системами геодезических GPS приемников Trimble 5800 и ПО Trimble Geomatics Offis ; геодезической трехмерной лазерной сканирующей системой HDS -3000; цифровыми нивелирами DINI и SPDL 30 M ; приборами вертикального проектирования FG - L 100 и LV -1; высокоточными оптическими нивелирами Sokkia B 1 C . Это уникальные приборы лучших в мире фирм-производителей.
Получен синхронный термический анализатор STA 409 PC Luxx , который является уникальным современным прибором для исследования состава и структуры строительных материалов методом дифференциального термического анализа. Прибор установлен в лаборатории исследования наноструктуры строительных материалов и эффективно используется в исследованиях аспирантов и студентов, обучающихся по специальности «Производство строительных материалов, изделий и конструкций».
В УНЦ Материаловедения и Нанотехнологий размещено новейшее оборудование, для обеспечения мирового уровня учебного процесса и научных исследований:
Прибор синхронного термического анализа с масс-спектрометром и Фурье-ИК спектрометром, Гомогенизатор сверхвысокого давления Micro DeBEE , Универсальная напольная испытательная машина INSTRON 5882.
В УНЦ Транспортного машиностроения создаётся «Лаборатория комплексной отработки транспортных систем». Лаборатория оснащается оборудованием для испытания двигателей внутреннего сгорания фирмы AVL . Общая стоимость оборудования и программного обеспечения – 22 млн. руб.
На первом этаже УНЦ размещается самое современное технологическое оборудование по металлообработке, точному литью, прокатке, сварке, контролю геометрии изделий.
Ведётся поставка современного станочного оборудования: пятиосевые обрабатывающие центры производства фирмы MORI SEIRI моделей NT 4200 DCG /1000, NMV 5000 DCG , трёхосевой фрезерный станок фирмы HURCO ; проволочный электроэрозионный станок Sodick AQ 300 L LN 1 W , и другое оборудование. В лаборатории Литейных технологий устанавливаются машины быстрого прототипирования, лазерный трёхмерный сканер, современное плавильное оборудование.
Приобретено современное оборудование для проведения энергетического аудита энергопотребляющего оборудования для демонстрационного центра «Передовые технологии энергосбережения и управления энергопотреблением в металлургическом производстве», используемого в учебном процессе, курсах переподготовки и повышении квалификации, а также НИОКР.
Приобретены проектор, экран, компьютерная техника для мультимедийной лекционной аудитории для чтения лекций по направлению «Автоматизация и управление».
Созданы лаборатории:
- Релейная защита и автоматика;
-Микропроцессорные устройства управления в электроэнергетике;
- Электромагнитная совместимость в электроэнергетике.
Модернизированные и вновь созданные учебные курсы, направленные на подготовку специалистов в области интеллектуальных систем индивидуального учета энергоресурсов в ЖКХ предусматривают циклы лабораторных и практических занятий. Для проведения таких занятий требуется соответствующая лабораторная база.
На базе приобретенного в рамках реализации ИОП оборудования созданы и полностью оснащены учебные и научно-исследовательские лаборатории для подготовки специалистов в области ИСИУЭЖКХ:
“Лаборатория отладки и программирования микроконтроллеров, сигнальных процессоров и ПЛИС”;
“Лаборатория цифровых технологий передачи информации”;
“Лаборатория цифровых методов измерения, анализа и контроля характеристик электромагнитных излучений”;
“ Лаборатория информатики и управления ” ;
“Лаборатория технологии микроЧИПов и многослойных печатных плат”;
“ Лаборатория датчиков и микросенсоров ” ;
“Лаборатория самодиагностики датчиков и исполнительных элементов”;
“Лаборатория технологии синтеза особо чистого кварцевого стекла”.
Лаборатории позволили не только повысить качество проводимых лабораторных работ, но и обеспечить все необходимые условия для проведения научных исследований.
На международном факультете в рамках ИОП по направлению повышения качества образовательного процесса за счет использования современного оборудования созданы: цифровой лингафонный кабинет (116/8а) и учебная лаборатория информационного менеджмента (118/8а).
Реализована полномасштабная модернизация учебного процесса, а именно созданы:
Ресурсные центры (29 шт. — 80 млн руб.) в вузе и его филиалах по направлениям профессиональной подготовки (Физика, Инженерная графика, Детали машин, Электротехника, Электрические машины и электропривод, Электроника и микроэлектроника, вычислительная и микропроцессорная техника, Автоматизация и управление производством, Радиоэлектронная аппаратура, Электроэнергетика, Теплотехника, Гидропневмосистемы, Машиностроение, Робототехника, Автомобили и тракторы, Лингвистика, Строительство).
Общеуниверситетский учебно-научно-произвоственный комплекс «Машиностроение.
Межвузовская электронная типография.
Центр «СуперЭВМ» .
Приобретение суперкомпьютера СКИФ Урал и компьютерного класса на многоядерных процессорах позволило внедрить в учебный процесс самые современные технологии параллельного программирования и суперкомпьютерного моделирования.
На полученном оборудовании выполняются исследования в области создания наноструктурных материалов с уникальными свойствами, такие, как:
1. Исследование трехмерных фотонных кристаллов на основе композита фотополимера с наночастицами и фотополимера с жидким кристаллом
2. Исследование матричного синтеза напористых материалов.
3. Исследование управляемого высокотемпературного синтеза метастабильных наностабильных структур.
4. Исследование диспергирования конденсированных сред в микро-и наноструктурах.
5. Разработка конструкций и технологий изготовления композитных слоистых преград с использованием нанофазных материалов.
6. Разработка защитных структур нового поколения с использованием наноматериалов.
Приобретение комплекта оборудования для проведения энергетического аудита энергопотребляющего оборудования позволяет расширить возможности для проведения научных исследований.
Исследование ресурса кабельных линий.
Исследование электромагнитных полей открытых распределительных устройств подстанций и линий электропередач.
По плану реализации ИОП было приобретено уникальное современное научное испытательное лабораторное оборудование, которое позволило существенно поднять уровень научных исследований и разработок.
Так, например, мобильный диагностический комплекс «Стрела», в состав которого входят комплекс динамического тестирования зданий и сооружений, сейсморазведочная станция, ручной динамический зонд для оценки физического состояния грунтов и определения уровня подземных вод, электронный измеритель прочности бетона, измеритель защитного слоя бетона и определения схемы армирования железобетонных конструкций, внедрен в научно-исследовательские работы, на современном уровне проводятся комплексное обследование и техническая экспертиза натурных строительных объектов, инженерно-геологические изыскания с определением гидрогеологического и физико-механического состояния грунтов на территории строительных площадок.
По плану 2008 г. проведены торги, заключены контрактные договора, оборудование продолжает поступать для оснащения УНЦ «Строительство».
Новое оборудование позволяет поставить на более высокий уровень качество проводимых разработок.
Например, использование измерителей КСВ “Обзор -2” при выполнении НИОКР “Исследование влияния башни на диаграмму направленности передающей антенны УКВ (далее –изделие) для радиотелевизионной передающей станции г. Челябинска, разработка и поставка изделия” позволило предложить и развить новый подход к проектированию пространственных антенных решёток. Суть подхода и полученные результаты представлены в докладе “Антенна для радиовещания в диапазоне ОВЧ” авторов Войтовича Н.И., Вахтина Ю.И., Ершова А.В., Медведева А.П. на международной НПК “СВЯЗЬ - ПРОМ”, проводимой в рамках 5-го Евро-Азиатского форума “СВЯЗЬ-ПРОМЭКСПО 2008” .
Осуществлен переход на новый уровень научных исследований и разработок в вузе, а именно:
Использование 3 D -компьютерных имитаторов производственного оборудования и установок.
Организация разработок в области интеллектуальных робототех-нических систем (техническое зрение, система распознавания звука и т. п .).
Создание учебных стендов в области нанотехнологий.
Приобретение суперкомпьютера СКИФ Урал позволило выполнить следующие научные исследования и разработки мирового уровня:
моделирование методом первопринципной динамики свойств новых наноструктур и материалов;
моделирование новых технологий и процессов в черной металлургии;
моделирование и разработка новых реактивных двигателей;
экономико-математическое моделирование в условиях противоречивых, неполных и быстро меняющихся исходных данных;
технология создания виртуальных испытательных стендов в грид-средах;
разработка новых методов обработки запросов в системах баз данных для многопроцессорных систем с иерархической архитектурой.
13. Приобретение методического и программного обеспечения, а также программных продуктов оказало влияние на образовательный процесс в вузе ( например, введены в учебный процесс новые программы, такие-то программы прошли международную сертификацию и т.п .)
Лаборатория Инженерного анализа и моделирования на суперкомпьютерных системах, входящая в состав УНЦ Машиностроение и Металлургия оснащена 17 рабочими местами с системными блоками на базе двух 2-ядерных процессоров Intel Core 2 Duo . Так же в лаборатории располагается современное оборудование для проведения занятий - мультимедиа-проектор Epson EMP -1715, многофункциональное устройство HP LaserJet M 3027 xMFP . Программное обеспечение, используемое для выполнения различных работ: SolidWorks полный пакет + Cosmos Works , AVL ( AVL IndiCom ), КОМП A С-3 D V 8 Plus (включает КОМП A С-График V 8 Plus для построения 2 D чертежей), AVL Fire v .8.31, AVL WorkSpace Suite v .4.0, Деформ 2 D -3 D (для вузов), Utility , CAD / CAM / CAE ( Pro / E ), Интегрированный-обучающий комплекс «Двигатели внутреннего сгорания», ANSYS , CFX , LS - DYNA , ASTRA , РРС, Комплекс моделирования литейных процессов LVMFlow и многое другое. Лаборатория используется для обучения студентов и аспирантов навыкам параллельного программирования, инженерного анализа и моделирования на суперкомпьютерных системах.
Лаборатория имеет доступ к высокопроизводительному вычислительному кластеру СКИФ Урал Суперкомпьютерного центра ЮУрГУ.
Вводится в учебный процесс современное лицензированное программное обеспечение: для оптимизации параметров технологических процессов в металлургическом производстве по критериям энергетической эффективности с использованием современных методов интеллектуального анализа данных (Программно-информационная система «ОптиМет»); для промышленной автоматизации, управления технологическими процессами и диспетчерского контроля (SCADA система InTouch); для программирования и эксплуатации систем управления, построенных на основе программируемых контроллеров SIMATIC S7/C7 (Step-7), для организации маршрутизации доступа к данным в формате OPC в распределенной сети (SplitOPC), компиляции и отладки приложений для микроконтроллеров Atmel AVR (IAR Embedded Workbench for Atmel AVR) и др.
Использование в учебном процессе современного нового программного обеспечения, приобретенного по плану ИОП в составе современных лицензионных пакетов прикладных программ « AUTODESK », « ANSIS », « Lira 9.4 pro + мономах pro », « ALLPLAN – LS DYNA », « CREDO », « CYCLON » и др. дает возможность:
- широко использовать системы автоматизированного проектирования в учебном процессе:
- рассчитывать конструктивные схемы зданий с учетом всех сложных комплексов воздействующих нагрузок;
- вести вариантное проектирование строительных объектов;
- повысить уровень их конструктивной безопасности и надежности, уровень эффективности строительства.
К тому же, ликвидируется разрыв между современной строительной наукой и технологией и учебным процессом, повышается доля самостоятельной работы обучаемых и возможность самоконтроля усвоения знаний, навыков, умений.
Сочетание натурного эксперимента и математического моделирования сложных конструкций и схем дает возможность повысить квалификацию специалистов строительной отрасли.
Введение в учебный процесс новых тем, разделов, дисциплин посвященных вопросам создания интеллектуальных систем индивидуального учета энергоресурсов в ЖКХ требует обновление, в первую очередь, методического обеспечения.
С этой целью в рамках ИОП проведено мероприятие по созданию учебников и учебных пособий в электронном виде:
учебн ик « Архитектура интеллектуальных АСУ ТП в системах индивидуального учета энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве»;
учебное пособие «Система управления с распределенным интеллектом «DeltaV» в системах индивидуального учета энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве»;
учебное пособие «Автоматизированное проектирование антенн интеллектуальных датчиков систем индивидуального учета энергоресурсов»;
учебное пособие «Динамический стенд для испытаний аппаратуры и датчиков интеллектуальных систем учета энергоресурсов в ЖКХ»;
учебное пособие «Применение микроконтроллеров серии V850 фирмы NEC для сбора информации и управления датчиками интеллектуальных систем учета энергоресурсов в ЖКХ»;
учебное пособие «Микропроцессорные устройства в интеллектуальных системах индивидуального учета энергоресурсов»;
учебное пособие «Цифровые системы передачи информации и связи в интеллектуальных системах индивидуального учета энергоресурсов»;
учебное пособие «Моделирование наноструктур при разработке датчиков индивидуального учета энергоресурсов в ЖКХ»;
учебное пособие «Методы формирования тонких пленок для применения в датчиках индивидуального учета энергоресурсов в ЖКХ»;
учебное пособие «Применение кварца и кварцевого стекла при создании датчиков интеллектуальных систем учета энергоресурсов в ЖКХ»;
учебное пособие «Структура и физико-химические свойства силикатных расплавов и стекол, используемых в датчиках интеллектуальных систем учета энергоресурсов в ЖКХ».
Разработанные учебники и учебные пособия в полной мере дополняют существующий методический материал и охватывают широкий спектр прикладных вопросов, связанных с энерго- и ресурсосбережением в ЖКХ.
Составляется план распределения приобретаемых программных продуктов по соответствующим дисциплинам специальностей факультета. Часть программ уже введены в учебный процесс: SANAKO Study 1200 (лингафонный кабинет),
MS Navision, SPSS 14, MS Visio Standard, MS Project Professional, Project Expert 7 Pro, Audit Expert 4 Premium, Business Studio ( лаборатория информационного менеджмента ).
В организации учебного процесса, благодаря мероприятиям, выполненным в составе ИОП, произошли изменения к лучшему:
- модернизированы учебные планы строительных специальностей, в них введены новые учебные дисциплины «Теория прочности и механика разрушения», «Параметрическое моделирование и оптимизация конструкций», «Методы исследования структуры материалов», «Современные методы управления качеством в строительстве», «Теория риска и надежность конструкций и конструктивных систем», «Геоинформационные системы в градостроительстве» и др.;
- р еализован новый подход к организации учебных лабораторных работ с внедрением элементов научных исследований, с проведением реальных испытаний образцов и моделей строительных конструкций, строительных материалов, что способствует выработке у обучающихся навыков экспериментатора-исследователя, умеющего сформулировать цели и задачи лабораторных испытаний и исследований, освоить их методы, оценить точность полученных результатов и сделать аналитические выводы и заключения;
- подготовлена база для перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования, а именно, сделан первый выпуск и лицензирована подготовка бакалавров по направлению «Строительство», подготовлены документы для лицензирования подготовки магистров техники и технологии по направлению «Строительство»;
- внедряется практика выполнения и защит комплексных дипломных проектов, выполняемых творческими коллективами студентами разных строительных специальностей. Так, например, в 2008 г. защищен дипломный проект на тему: «Проектирование производства сборных железобетонных дымовых труб», имеющий инновационный характер проекта. Исполнители: студенты Васнева В.С. и Лобашева Е.П. специальность «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» и Босько Д.И. специальность «Промышленное и гражданское строительство». В проекте разработаны технологическая линия по производству сегментов сборных железобетонных труб в масштабах малого предприятия, изготовлены модели сегментов и проведены их натурные испытания, выполнены расчеты конструктивных свойств дымовых труб высотой 60 м.
Осуществляется подготовка к введению изменений в организации учебного процесса магистерской подготовки с использованием кредитно-модульной и бально-рейтинговой систем. Планирование введения кредитно-модульной системы направлено на активизацию роли самостоятельной работы студентов в освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования путем использования новых образовательных технологий, а также на обеспечение академической мобильности студентов на основе применения накопительной системы оценки трудоемкости и блочно-модульной схемы организации учебного процесса. Использование балльно-рейтинговой системы будет способствовать повышению объективности оценки знаний студентов, мотивации их к систематической самостоятельной работе по изучению дисциплин в течение семестра, к исследовательской деятельности и повышению их социальной активности.
По дисциплинам «Релейная защита и автоматика» и «Микропроцессорные устройства» начат переход на фронтальный метод обучения с увеличением доли самостоятельной работы студентов.
В ходе реализации программы произошел ряд изменений в учебном процессе:
в учебном процессе используются специализированные программные пакеты, базы данных и электронные библиотеки;
лекции по большинству дисциплин читаются с использованием мультимедийных технологий;
разработаны и внедрены учебные планы с использованием Европейской системы взаимозачета зачетных единиц;
внедрена бально-рейтинговой системы в оценку знаний студентов.
Эти изменения и нововведения повышают объем и эффективность представления читаемого материала. Новая система оценок является более объективной и учитывает индивидуальные способности каждого учащегося.
На международном факультете проводится эксперимент по использованию бально-рейтинговой системы (дисциплина «Экономико-математические методы», преподаватель – доцент, к. ф-м. н. Келлер А.В.).
Повышение эффективности учебного процесса осуществляется за счет:
существенного повышения информационных возможностей лекционных аудиторий (электронные плакаты, интерактивные наглядные пособия, компьютерный лабораторный эксперимент) повысилась прочность и глубина знаний;
роста самостоятельной работы студентов на практико-лабораторных занятиях, наличия компьютерных разъяснений изучаемых физических процессов и явлений, применения тестовых и САПР-систем существенно повысился уровень практических умений и навыков;
изменения формы преподавания:
на лекциях: применение тестовых систем, интерактивные электронные плакаты, компьютерные эксперименты, Интернет;
на практико-лабораторных занятиях: удаленный лабораторный практикум, автоматизация стендов, тестовые и САПР-системы, компьютерные имитаторы лабораторных практикумов, физических процессов и явлений.
Внедрение в учебный процесс электронных энциклопедий позволило сократить время разработки новых электронных учебных комплексов на 70-80 %.
15. В ходе реализации ИОП в вузе разработаны новые образовательные программы – ВПО и ДПО.
В Южно-Уральском государственном университете организовано чтение ряда современных разделов по курсу «Автоматизированные информационно-управляющие системы. Современные системы автоматизации», читаемые слушателям на современной технической базе, в т.ч. и на английском языке. Курсы проводятся преподавателями, которые прошли повышение квалификации в рамках реализации программы «Энерго- и ресурсосберегающие технологии» национального проекта. Повышение квалификации проходило в учебном центре корпорации Emerson, г. Остин, штат Техас, США, курсы «DeltaV Implementation» и в учебном центре корпорации Emerson, г. Москва, курсы «Усовершенствованное Управление в системе DeltaV».
Совместно с Петербургским энергетическим институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов (Челябинский филиал) организованы курсы «Современные подходы к модернизации, наладке, эксплуатации и ремонту систем автоматики и измерений на ТЭС» для руководителей и специалистов служб и цехов ТАИ и АСУ ТП. Данные курсы уже были прослушаны руководящими работниками и специалистами таких организаций, как Череповецкая ГРЭС, Пермская ТЭЦ-14, Томская ТЭЦ-3, АО «Актобе ТЭЦ», Кузнецкая ТЭЦ, ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «ТГК-11», Белоярская атомная станция, ОАО «Омская электрогенерирующая компания» и др.
Начато обучение бакалавров по направлению «Электроэнергетика».
В ходе реализации ИОП разработаны и внедрены новые образовательные программы ВПО:
- специализации «Материалы и комплектные системы «КНАУФ» в составе программ специальностей «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» и «Промышленное и гражданское строительство»;
- специализации « Исследование и проектирование зданий и сооружений» в составе программ специальности «Промышленное и гражданское строительство».
Разработаны новые образовательные программы:
- специальности «Мосты и транспортные тоннели»;
- подготовки магистров техники и технологии по направлению «Строительство».
Разработаны и внедрены в образовательный процесс программы ДПО студентов:
- «Ценообразование и сметная деятельность в строительстве»;
- «Компьютерная графика в строительных чертежах»;
- «САПР строительных конструкций».
Разработаны и внедрены в образовательный процесс переподготовки и повышения квалификации программы ДПО:
- «Общестроительные и отделочные работы»;
- «Управление строительством. Выполнение функций заказчика-застройщика»;
- «Менеджмент организации строительного комплекса»;
- «Строительство автомобильных дорого и благоустройство территорий»;
- «Ценообразование в строительстве и сметное дело»;
- «Монтаж и проектирование электрооборудования жилых и производственных зданий»;
- «Монтаж и проектирование слаботочных систем»;
- «Монтаж и проектирование внутренних и внешних систем газопровода».
Подготовка специалистов в области создания интеллектуальных систем индивидуального учета энергоресурсов в ЖКХ в силу специфики некоторых вопросов потребовала внести изменения в уже существующие учебные планы и курсы, а также разработать новые курсы.
Для этого были модернизированы учебные планы специальностей “Радиотехника”, “Средства связи с подвижными объектами”, “Комплексная защита объектов информатизации”, “Телекоммуникации”, “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”, “Проектирование и технология радиоэлектронных средств”, “Информационно–измерительная техника и технологии” c целью введения в них дисциплин в области ИСИУЭЖКХ для обеспечения подготовки аспирантов, магистров, квалифицированных специалистов и бакалавров в области ИСИУЭЖКХ.
Разработаны новые учебные курсы по вопросам создания ИСИУЭЖКХ:
«Физические основы наноэлектроники»,
«Основы микросистемной техники и технологии»,
«Методы формирования наноструктур»,
«Моделирование наноструктур»,
«Получение монокристаллов и материалов для микроэлектроники»,
«Антенны интеллектуальных датчиков», «Технические средства охраны»,
«Инженерно-техническая защита информации»,
«Программно-аппаратная защита информации»,
«Технические средства защиты информации»,
«Защита информационных процессов в компьютерных системах»,
«Сетевые информационные технологии»,
«Цифровая обработка сигналов в интеллектуальных системах индивидуального учета энергоресурсов»,
«Цифровые системы передачи информации и связи»,
«Микропроцессорные устройства в интеллектуальных системах индивидуального учета энергоресурсов»,
«Автоматизация подготовки производства»,
«Основы микросистемной техники и технологии»,
«Микропроцессоры и интеллектуальные датчики».
Все проведенные изменения позволяют существенно поднять качество подготовки специалистов в области энерго- и ресурсосбережения в ЖКХ.
Расширение образовательных программ в соответствии с потребностями региона подтверждено выполнением следующих работ
1. Реализованы программы высшего профессионального образования:
-специальность «Управление инновациями»;
-направление «Инноватика»
2. Разработана программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по информационному менеджменту.
3. На стадии разработки программа повышения квалификации «Инновационный менеджмент» (для технических специальностей, для участников программы «Старт»).
Разработаны новые образовательные программы ВПО по направлениям «Информационные технологии» и «Прикладная математика и информатика» предусматривающие освоение студентами параллельных вычислительных технологий, начиная с младших курсов.