В результате реализации инновационной образовательной программы «Энерго- и ресурсосберегающие технологии» в 2008 году сформирована инновационная образовательная и научная среда, позволившая достичь цели программы Южно-Уральского государственного университета: подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, владеющих знаниями и навыками (включая навык самообразования), необходимыми для производства новых знаний, технологий, товаров и услуг, конкурентоспособных на международном уровне. Получила развитие система подготовки и переподготовки кадров для новейших областей современной науки, технологии и техники, информационных и образовательных технологий. Эта система основана на глубокой фундаментальной и инженерной подготовке в области инновационной деятельности, участии студентов в научной работе, получении практических навыков во время проведения производственных практик и лабораторных занятий, использовании методов проектного обучения, обучения по индивидуальной траектории.
Миссия и стратегия вуза были существенно развиты и усовершенствованы в процессе реализации программы.
Задачи и мероприятия 2007 и 2008 года выполнены полностью.
Расходование средств субсидии и софинансирования осуществлялось в соответствии с планом расходования средств, что позволило достичь высокого уровня показателей результативности инновационной образовательной программы.
Высокая доля государственных контрактов, заключенных по результатам открытых конкурсов, аукционов и запросов котировок (99,8%) с оплатой по факту поставки (69,8 %), снизила финансовые риски университета.
Проектный менеджмент стал частью системы управления вузом.
Проектная модель организации работ позволила избежать сбоев в управлении программой, сформировать профессиональную команду управленцев и исполнителей, сумевшую в сжатые сроки выполнить все запланированные мероприятия.
В вузе сформированы устойчивые управленческие структуры, поддерживающие его инновационное развитие
Схема управления ходом реализации ИОП и подпрограммами позволила проводить еженедельную оценку, вносить коррективы, обеспечить персональную ответственность исполнителей и управлять достижением показателей результативности как программы в целом, так и подпрограмм и разделов.
Организация работ в проектной форме от администрации университета до кафедры, от руководителя программы к руководителям подпрограмм и от менеджера программы к руководству подпрограмм разделов обеспечила оперативность и своевременность принятия организационных решений.
В ходе реализации программы повысилась эффективность управления университетом, вырос потенциал управленческой команды.
Планировавшиеся Учебно-научные и Ресурсные центры были организационно оформлены через заседания кафедр, Советы факультетов, Ученый совет университета и приказы ректора.
Отдельные подпрограммы были структурированы на разделы или в их составе были созданы рабочие группы. Учебно-научные и Ресурсные центры в свою очередь были структурированы на лаборатории.
В ходе реализации программы были оптимизированы ключевые процессы и виды деятельности вуза.
На базе университета создан научно-производственный комплекс «Индустрия образования России». Основная роль данного комплекса – плановое формирование на основе мирового опыта современной образовательной среды в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.
Разработаны документы, регламентирующие прохождение повышения квалификации и проведение внутреннего конкурса по разработке учебно-методических материалов.
Организация работы по выполнению плановых инновационных мероприятий была налажена многопланово и с достаточной степенью эффективности, что позволило реализовать план 2007 года полностью.
Для реализации инновационных мероприятий были привлечены все необходимые структуры кафедр, факультета и университета. Обширный и представительный список внешних партнеров, вовлеченных в реализацию Программы, принес положительные результаты по всем направлениям взаимного сотрудничества.
Обеспечена приоритетность участия научно-технического и педагогического персонала университета в реализации ИОП в рамках создаваемых Учебно-научных и Ресурсных центров.
В вузе получила развитие система поддержки самостоятельности и инициативы подразделений и людей.
В вузе сложилась система внутренней кооперации и сотрудничества подразделений и людей.
В ходе реализации ИОП произошла переоценка преподавателями и сотрудниками Университета целей и задач развития ЮУрГУ в пользу инновационных подходов и технологий как в образовательной сфере, так и в области научных исследований. Постоянно росло число преподавателей и сотрудников Университета, вовлеченных в регулярную работу по реализации задач и мероприятий ИОП. Активную роль играли молодые преподаватели, аспиранты и студенты, которые прониклись пониманием своей роли в инновационном развитии Университета.
Инновационная образовательная программа ЮУрГУ оказывает влияние на организации и предприятия региона в направлении более тесного сотрудничества их с Университетом в области инновационных подходов и технологий. Произошло увеличение количества и объема договоров на создание научно-технической продукции. Увеличился интерес к совместным разработкам в системе технопарков с участием ЮУрГУ.
В вузе сформированы устойчивые связи и структуры по взаимодействию с работодателями и бизнесом.
Сотрудничество в рамках ИОП с предприятиями и партнерами позволило на практике применить в Университете методы проектного обучения и обучения по индивидуальной траектории. Подобное сотрудничество позволяет Университету перейти от формального принципа «содействия трудоустройству» выпускников к реальному предложению рабочих мест по представлениям предприятий.
Ориентация на потребности реальной экономики и рынков труда оказывают влияние на развитие исследований и разработок в вузе.
Ориентация на потребности реального рынка труда оказывают влияние на модернизацию и совершенствование образовательного процесса в вузе.
Проведенные в рамках Программы инновации в образовательной деятельности кафедр факультетов позволят: использовать в учебном процессе современные достижения науки и технологии в области проектирования и расчета, энерго- и ресурсосбережения, современных методов испытаний конструкций и материалов, разработки, проектирования и внедрения в практику эффективных инженерных систем; использовать в учебном процессе современное программное обеспечение для проведения инженерно-конструкторских расчетов и автоматизированного проектирования; ввести в учебный процесс элементы научно-исследовательской работы, что будет способствовать приобретению студентами навыков исследователя и экспериментатора; повысить качество подготовки специалистов путем использования передового опыта ведущих отечественных и зарубежных вузов и организаций.
Приобретение лабораторного оборудования позволило модернизировать учебный процесс.
Новое оборудование внесло вклад в развитие научных исследований и разработок вуза.
Приобретение методического и программного обеспечения, а также программных продуктов оказало влияние на образовательный процесс в вузе.
Благодаря программе и в ходе ее реализации произошли изменения к лучшему в организации учебного процесса в вузе.
Развивающаяся учебно-лабораторная инфраструктура потребовала пересмотра учебных программ и учебных планов, дала толчок развитию новых и совершенствованию существующих методов обучения, что подтверждается большим количеством модернизированных учебных планов, программ и курсов, в том числе с использованием современных компьютерных и мультимедийных технологий.
В ходе реализации ИОП в вузе разработаны новые образовательные программы – ВПО и ДПО.
Рост научного и инновационного потенциала Университета активизировал кафедры вуза на переход к двухуровневому обучению. Если до 2007 года в ЮУрГУ реализовывалось 20 направлений подготовки бакалавров и 10 магистров, то в плане приема 2008 года их уже 60 и 15 соответственно.
За время реализации ИОП в вузе активизировались международные связи.
Сотрудничество в рамках ИОП с зарубежными предприятиями и организациями стало стимулом к реализации принципов Болонского процесса. Внедрением системы зачетных единиц и применением балльно-рейтинговой системы занимаются кафедры факультетов: Экономик и управления, Приборостроительного, Экономики и предпринимательства, Сервиса и легкой промышленности, Международного. В 2007 году факультет Коммерции перешел на технологию обучения по кредитно-модульной системе.
В настоящее время в Университете ведется работа по подготовке к выдаче выпускникам приложений к диплому, совместимых с общеевропейскими (Diploma Supplement).
Проведенные в рамках Программы инновации в научно-исследовательской деятельности кафедр факультетов Университета позволят: повысить качество обучения студентов, подготовки аспирантов, повышения квалификации преподавателей и специалистов предприятий по перспективным и приоритетным направлениям развития науки и технологии; создать современную расчетно-конструкторскую методическую основу для проектирования и моделирования сложных конструктивных схем; создать современную лабораторную испытательную базу, позволяющую проводить на высоком уровне научные исследования и использовать их результаты в процессе подготовки квалифицированных кадров; выработать у обучающихся навыки экспериментатора-исследователя, умеющего сформулировать цели и задачи лабораторных испытаний и исследований, освоить их методы, оценить точность полученных результатов и сделать аналитические выводы и заключения.
Разработаны концепция, методология и принципы инновационного развития предприятия, схемы взаимодействия предприятий и отраслевых технопарков. Создан Центр перспективных технологий ЮУрГУ.
Востребованность инновационной программы ЮУрГУ объясняется постоянно увеличивающейся нишей на рынке труда, требующей специалистов по разработке и реализации инновационных технологий разного типа и уровня. Программа предполагает использование в учебном процессе новейших результатов научно-исследовательской деятельности и различных инновационных образовательных технологий, в том числе и в дополнительном образовании.
Научные разработки, положенные в основу подпрограмм, позволят получить принципиально новые решения актуальных научно-технических проблем в области энерго- и ресурсосбережения, отвечающих требованиям мирового уровня. Содействие в создании фирм, в том числе малого и среднего бизнеса, реализующих инновации в науке и технике, позволит развить инновационную инфраструктуру региона, создать новые рабочие места, улучшить экономическое положение региона.
Создана система непрерывного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, включающая в себя:
– организацию и прохождение стажировок преподавателей в академических институтах, в ведущих вузах, в научно-исследовательских институтах, в зарубежных фирмах;
– широкое вовлечение профессоров и преподавателей в проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития строительной науки, техники и технологий;
– подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре кафедр, через институт соискателей с защитами диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Переподготовка профессорско-преподавательского и административного состава существенно повлияла на повышение качества образования в вузе.
Модернизация аудиторного фонда способствовала расширению возможностей для организации образовательного процесса и научной деятельности.
Создание новых научно-исследовательских и учебных лаборатории, оснащенных современным научным и учебным оборудованием, информационной инфраструктурой, средствами вычислительной и мультимедийной техники позволило уже в 2007 году провести в них обучение 150 аспирантов, магистров, квалифицированных специалистов и бакалавров.
В новых научно-исследовательских лабораториях в 2007 году проводились научные исследования, в которых приняли участие преподаватели, аспиранты, магистры и студенты.
Проводимые мероприятия по созданию Учебно-научных и Ресурсных Центров позволили организовать выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение аспирантов и студентов на современном оборудовании и с использованием передового программного и методического обеспечения.
Реализация программы позволила вузу создать потенциал, который будет полезен высшим учебным заведениям страны.
Ход реализации ИОП в вузе адекватно освещался в электронных и печатных СМИ федерального и регионального уровня, информация была ориентирована на разные целевые группы.
Информационное обеспечение реализации ИОП позволило ознакомить с ходом выполнения проекта широкую общественность региона. Использование современных информационных технологий обеспечило привлечение молодежных слоев общества к ходу и результатам реализации нацпроекта «Образование» в регионе.
Ядром инновационной системы ЮУрГУ станут создаваемые Учебно-научные и Ресурсные Центры, в которых на самом передовом исследовательском оборудовании будут выполняться поисковые фундаментальные работы. В Конструкторско-технологических Центрах будет осуществляться сквозное проектирование и конструирование новых изделий. Учебно-научные Центры ЮУрГУ станут источниками инновационных идей, которые получат развитее в инновационных проектах. В рамках выполнения этих проектов, используя технологии проектного обучения и обучения по индивидуальным траекториям, знания и компетенции мирового уровня получат бакалавры, магистры, специалисты промышленных предприятий.
В ЮУрГУ достигнуты значительные результаты в области формирования инновационной инфраструктуры, что позволяет отметить его лидерство в регионе. Совместно с правительством Челябинской области и одним из лидеров инновационного бизнеса – промышленной группой «Метран» разработана концепция целевой программы «Урал высокотехнологичный». ЮУрГУ в данной концепции выполняет интеграцию комплексных инновационных проектов для реализации их на промышленных предприятиях. Внедрение новых инновационных продуктов и технологий планируется осуществлять через сеть специализированных технопарков, создаваемых на средних и крупных промышленных предприятиях-партнёрах для существенного повышения их инновационного потенциала. Реализацию проектов должны осуществлять внедренческие группы и малые инновационные предприятия, размещаемые в технопарках.
На этой базе будет развёрнута как подготовка студентов, так и переподготовка специалистов промышленных предприятий.
Системность, составляющая основу инновационного проекта ЮУрГУ, определяет растущий интерес к сотрудничеству с вузом как со стороны бизнеса, так и со стороны органов власти.
Создаваемый в настоящее время, при участии ЮУрГУ Областной венчурный фонд с капиталом до 500 млн рублей может стать источником финансирования части инновационных проектов, инновационных малых предприятий на этапе коммерциализации.
Результатом реализации ИОП стало повышение активности студентов старших курсов в учебном процессе, их стремление приобрести дополнительные знания и навыки, которые повысят уровень и качество их профессиональной подготовки.
Развернут процесс модернизации учебных планов, программ и курсов, базирующийся на использовании современных научных достижений, развития и внедрения новых методов обучения, использующих мультимедийные технологии в учебном процессе.
Продолжение работы по реализации инновационного потенциала ЮУрГУ позволит закрепить её цель – подготовку дипломированных специалистов для решения сложных, многоплановых и междисциплинарных задач современного инновационного развития промышленности, конкурентоспособных на мировом рынке труда, владеющих знаниями и навыками, необходимыми для производства новых знаний, технологий, товаров и услуг, конкурентоспособных на международном уровне.